Sonntag, 03.04.2011

3 апреля появился двигатель внутреннего сгорания

Так выглядит «одноколейный» экипаж Даймлера
Москва/Даты. Патент выдан немцу Даймлеру в 1885 г. Он разработал двигатель после того, как обнаружил в России огромный рынок сбыта. До этого, писал Даймер, Запад имел «неверные представления о размахе российской индустрии».
Немецкий изобретатель Готлиб Даймлер, основатель автомобильных фирм-прародителей современной автопромышленности Германии, 3 апреля 1885 года получил патент на «одноколейный» экипаж (мотоцикл), оснащённый первым двигателем внутреннего сгорания, мощность которого не превышала 0,5 лошадиной силы.

Двигатель внутреннего сгорания «родился» в результате усовершенствования Даймлером ранее запатентованного им вместе с владельцем фабрики газовых моторов Николасом Отто четырёхтактного двигателя.

Согласно пометкам в записных книжках Даймлера, он пришёл к решению «довести до ума» несовершенную конструкцию двигателя после своего путешествия в Россию. Работавший в то время техническим директором завода Отто, Даймлер отправился в поездку 30 сентября 1881 года. Его целью было изучение возможностей сбыта газовых двигателей.

Из Берлина Даймлер прибыл в Москву, после отправился в С.-Петербург, посетил Ригу (в то время этот основанный немцами город входил в состав Российской империи как центр Лифляндской губернии), затем — Нижний Новгород, и вернулся в Москву. Отдохнув, он вновь поехал в Нижний, откуда его путь лежал через Тулу, Харьков и Одессу в Австрию и Германию.

Вернувшись 15 декабря 1881 года в Дейтц, где располагалась фабрика Отто, Готлиб Даймлер признался своему помощнику Вильгельму Майбаху, что его впечатления от России огромны. Даймлер не ожидал увидеть в стране индустриальную деятельность такого размаха, «о котором на Западе почти ничего не знали или, во всяком случае, имели совершенно неверные представления», — пишет Даймлер в дневнике. «Здесь всё так и рвётся к техническому прогрессу».

Поняв, что Россия имеет небывалые перспективы как рынок сбыта, Даймлер и Майбах покидают в 1882 году фабрику Отто, чтобы заняться разработкой прототипа современного двигателя внутреннего сгорания.

Даймлер оказался не единственным немецким изобретателем и предпринимателем, увидевшим на востоке столь многообещающие возможности с точки зрения продаж двигателей. Причём не газовых, а работающих именно на жидком топливе, так как Россия обладала гигантскими запасами сырья для его выработки.

Параллельно с Даймлером над производством транспортных средств с «двиглом внутреннего сгорания» трудился другой немецкий инженер — Карл Бенц. И если Даймлеру принадлежит первенство по изобретению самого двигателя, то Бенц считается автором первого в мире автомобиля, патент на который был получен им в 1886 году.

Возможно, вклад России в возникновение современной автомобильной промышленности не ограничивается тем впечатлением, которое она произвела на Даймлера. Ведь вторым после Майбаха помощником этого инженера-изобретателя был российский инженер-техник Борис Луцкой.

Будучи студентом Мюнхенского политехнического института, Луцкой вместе с Майбахом как раз работал у Даймлера в те годы, когда создавался двигатель внутреннего сгорания. Злые языки утверждали, что Даймлер присвоил себе некоторые изобретения подчинённых.

Как бы то ни было, сегодня имена Даймлера, Майбаха и Бенца являются одними из самых престижных автомобильных марок в мире.

Россия же остаётся ведущим экспортёром сырья для производства топлива, на котором работают придуманные немецкими инженерами моторы.