Montag, 07.02.2011

Соц-арт: опять ностальгия или понимание впервые за годы?

Москва. Посетители российских музеев не отвергают эстетику соцреализма. На протяжении трех лет картины Александра Дейнеки становятся объектом крупных выставок и столь же хорошего финансирования.
В Италии 2011 г. был объявлен годом российской культуры и русского языка. Одним из основных событий года станет крупная выставка работ советского художника Александра Дейнеки, которая будет открыта в Риме в середине февраля.

Тот факт, что именно соцреалист Дейнека представляет русскую живопись в культурном центре Риме, не должен удивлять. В 1930-е гг. Дейнека много путешествовал по Италии и создал там множество атмосферных картин, стилистически занимающих особое положение среди его работ.

Этот выбор, в первую очередь, отражает актуальные акценты и положение Дейнеки в российской музейной жизни, в центре внимания которой художник находится благодаря его 110-ому дню рождения уже на протяжении трех лет.

Многолетний проект финансируется миллиардером Владимиром Потаниным


Сам юбилей состоялся в 2009 г. и был тогда отмечен крупной выставкой графических работ художника, проходившей в Третьяковской галерее практически на протяжении полугода. В рамках выставки, однако, была продемонстрирована только часть картин наиболее знаменитого представителя социалистического реализма.

Поэтому годом позднее Третьяковская галерея организовала еще одну выставку, в ходе которой были представлены все картины художника, его мозаика и скульптуры, созданные в период с 1920-х по 1960-е гг. Параллельно с этим были опубликованы объемные альбомы под названием «Дейнека. Графика» и «Дейнека. Живопись».

Финансирует дорогостоящий проект, включающий в себя издание книг-альбомов и обе выставки, благотворительный фонд миллиардера Владимира Потанина и его холдинга «Интеррос». Этот фонд также спонсирует выставку работ художника в Риме. Кроме того, сейчас готовится к публикации третий альбом, посвященный монументальному искусству Дейнеки. Книга увидит свет уже в этом году.

Увидеть соцреализм: ажиотаж гарантирован


Представляют ли культурное направление, которое еще два десятка лет назад считали докучливым, по-новому музеи или же зритель поддается ностальгии? В любом случае ретроспективные выставки социалистического реализма всегда пользуются большой популярностью.

Осенью перед Третьяковской галерей собирались целые очереди, чтобы увидеть работы другого соцреалиста Петра Кончаловского. Все больше внимания уделяется в последнее время Арсению Семенову, Исааку Бродскому, Евгению Вучетичу и другим, менее известным представителям этого направления.

Однако соц-арт демонстрируется не только в Третьякове или в Центральном доме художника, музеи современного искусства – Винзавод и другие частные галереи – также обращаются к этой теме.

При этом направление находит финансовую поддержку наряду с Потаниным и у других компаний. Так, в 2009 г. Росатом организовал в нескольких российских регионах экспозицию советской живописи под названием «Эпоха счастья».

Соцреализм: не очень известный и непонятный?


По мнению многих устроителей выставок, их посетители скучают не по советскому прошлому, а только начинают знакомиться я соцреализмом как культурным направлением и анализировать эстетику и графические приемы этой эпохи.

«В советское время и соцреалисты могли выставлять только разрешенные работы. Были и работы с ярко выраженной индивидуальностью и скрытой критикой, но их демонстрировать было запрещено. Их еще необходимо исследовать», - рассказала «Russland-Aktuell» Ирина Остаркова, координатор культурных программ фонда Владимира Потанина.

Александр Дейнека, по ее мнению, также незаслуженно выставлялся не в полном объеме, известны только его «Оборона Севастополя» и еще несколько картин из старых учебников.

«Сейчас самое время уделять больше внимания и понимания этому художнику как в России, так и за границей», - считает эксперт.