Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть 2022 видео

Официальный сайт mixzona 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Bankrotterklärung der Orangenrevolution
Gaspipeline: Europa ohne Grenzen, aber nur für Polen?
suchen ►


Брюссельский магнит: плюсы и минусы.

С какой Европой придется иметь дело России?


Фёдор Лукьянов, Москва. Первого мая Европейский союз совершит самый серьезный прорыв за всю историю интеграции. Никогда еще Старый Свет не стоял так близко к осуществлению мечты о великом единстве, которую начиная с эпохи Возрождения провозглашали философы и правители разных стран.

От чешского короля Иржи из Подебрад и британского квакера Уильяма Пенна (будущий основатель штата Пенсильвания еще в XVII веке предлагал объединить все государства под эгидой Европейского федерального совета) до великого немецкого мыслителя Иммануила Канта с его идеей "союза народов" и премьер-министра Франции Аристида Бриана, сторонника "Пан-Европы".

Приняв десять стран Балтии, Средиземноморья, Центральной и Восточной Европы, ЕС объединит почти всю территорию, которую культурно и исторически принято относить к европейской цивилизации. Швейцария и Норвегия, формально остающиеся вне союза, по сути полностью включены в политико-экономическую систему единой Европы. Что же касается Балкан, то их поглощение - исключительно вопрос времени. В очереди стоят Болгария и Румыния, которым членство обещано в 2007 году. Бухарест считается очень проблемным кандидатом, и в Брюсселе не исключают, что подготовительный срок может затянуться, но принципиальное решение о включении этих двух стран принято.

Далее расположились Хорватия, Македония и Албания, в туманной перспективе - Босния, Сербия и Черногория. Примечательно, что Босния, которая существует как единое государство лишь на бумаге, имеет больше шансов, чем никак не желающая строить жизнь по европейским лекалам Сербия и Черногория. Впрочем, деваться балканским странам все равно некуда, пространства для политического, а главное, экономического маневра у них нет.

Балканами исчерпывается то пространство, которое традиционно относится к европейской зоне влияния. Дальнейшее расширение будет означать, что Европейский союз вступает на новую для него и поэтому зыбкую почву. Неудивительно, что к остальным желающим стать частью большого европейского проекта Брюссель относится с куда большей осторожностью.


Турецкий вопрос
Главная проблема, которую уже в ближайшее время придется решать идеологам единой Европы, - это Турция. Членство в ЕС Анкаре было обещано еще в 1960-е годы, но никто всерьез не предполагал, что когда-нибудь будет поставлен вопрос о реальном вступлении. За последние годы страна предприняла титанические усилия, чтобы осуществить требуемые Европой реформы. И в экономическом, и в политическом плане сегодняшняя Турция уж ничем не хуже Албании или Румынии, право которых на членство никем не оспаривается. Отводя глаза, многие европейские политики шепотом говорят сегодня о том, что турок в ЕС не примут никогда, потому что они - из другой культуры и цивилизации, активно развивающегося крупного мусульманского государства Европа просто боится и предпочитает сохранять дистанцию.

Сторонники принятия утверждают, что отказ оттолкнет Турцию от Европы и вообще западных ценностей, даст мощный толчок происламским настроениям. Активным лоббистом вступления Анкары в ЕС является Вашингтон, который нуждается в мощном, однозначно прозападном союзнике в регионе "Большого Ближнего Востока". Решение о том, начинать ли переговоры с Турцией, должно быть принято на саммите ЕС в конце этого года. Даже если вердикт окажется положительным, переговоры будут продолжаться очень долго, не меньше десяти лет. Стоит отметить, что судьба Турции весьма интересует ее северных соседей - Грузию, Армению и Азербайджан. Тбилиси и Ереван не раз заявляли о стремлении включиться в процесс европейской интеграции. Как заметил в разговоре с автором этих строк высокопоставленный армянский дипломат, если ЕС готов говорить о членстве с Турцией, то с Арменией-то сам бог велел.

Как бы то ни было, Турцией заканчиваются страны, числящиеся в списке потенциальных кандидатов. И начинаются вопросы, которые уже непосредственно затрагивают нас. Перейдет ли ЕС "красную линию", то есть нынешнюю границу СНГ, и на какой основе будут в предстоящие десятилетия строиться отношения Брюсселя с Россией?


Стена общеевропейского дома


"Европа - это попытка небольших и средних по размеру стран договориться, чтобы вместе определять дальнейшую судьбу. Сверхдержаве среди них места нет, даже если она не экономический и, возможно, уже не политический гигант. Общеевропейский дом будет построен не по проекту Горбачева; он будет располагаться западнее разрушающейся империи и ее наследников". Так в 1990 году, на пороге крупнейшего в современной истории слома европейского здания, писал германо-британский философ и социолог Ральф Дарендорф в книге "Размышления о революции в Европе".

Тогда это казалось далекой и не очевидной перспективой. Хотя Советскому Союзу жить оставалось всего год, мало кто верил в его скорое крушение. Неполных полтора десятилетия спустя от прежней геополитической архитектуры Старого Света нет уже и следа. Изменения не коснулись лишь одного - представления о том, где проходит стена того самого общеевропейского дома, который в прекраснодушные горбачевские времена бывшие идеологические противники вроде бы начинали строить вместе.

"По собственной инициативе Сильвио Берлускони постарался завоевать расположение президента Путина, пообещав ему членство в ЕС. Это недальновидно. Мы не должны стесняться признать, что границы существуют. Европейский союз не должен поощрять надежды, которые он не собирается удовлетворять". Это уже цитата из вышедшей в конце 2003 года и сразу ставшей бестселлером книги "Пределы Европы". Ее автор - Фриц Болкестайн, комиссар ЕС по вопросам внутреннего рынка, налогообложения и таможенного союза, человек, отвечающий за саму основу функционирования огромного пространства от Арктики до Средиземноморья.


Украина: не обещать, но не отказывать


Ключевой вопрос, с которым сталкивается Евросоюз на постсоветском пространстве, - это политика в отношении Украины, государства, несомненно, европейского и подходящего ЕС по размеру. Киев многократно декларировал свой "европейский выбор", стремление интегрироваться в общеевропейские структуры и в конечном итоге стать членом Евросоюза. Украинские власти не раз выражали разочарование тем, что их искреннее стремление к Западу не встречает должного ответа со стороны ЕС. Так, первый замминистра иностранных дел Украины Александр Чалый, ответственный в правительстве за евроинтеграцию, давно донимает собеседников вопросом: почему Россия, энергетика которой, по мнению самой Еврокомиссии, существует не по рыночным принципам и масштабно субсидируется государством, признана рыночной страной, а Украина, которая давно платит за энергоносители мировую цену, - нет?

Брюссель указывает на недостаточные темпы реформ и проблемы с функционированием демократических институтов, с обеспечением свободы прессы и прозрачности волеизъявления народа. Как неофициально говорят европейские дипломаты, в отношениях со странами "западного СНГ" - Украиной, Молдавией и (в меньшей степени) Белоруссией - Еврокомиссия пытается пройти по лезвию ножа. То есть стимулировать эти государства к максимальному сближению и вхождению в европейскую орбиту, ни в коем случае не обещая членства (опыт Турции учтен). Это очень сложная задача - главным стимулом для всех трансформаций в Восточной Европе было именно стремление выполнить критерии вступления в "клуб". Без такой перспективы воля к переменам заметно ослабевает.

Украина, Белоруссия и Молдавия официально названы "новыми соседями" ЕС, что подразумевает особые отношения. Их форма и содержание являются сейчас предметом дискуссий внутри Евросоюза, в ближайшие год-два новая политика будет выработана. Ясно одно - Евросоюз серьезно настроен на то, чтобы продолжать экспансию "европейской идеи" на восток, и эта идея будет главным конкурентом формирующейся российской идеологии воссоздания экономического (пока) единства постсоветского пространства. При этом следует помнить: Евросоюз, который до сих пор проявлял себя слабым и неумелым игроком на глобальной геополитической арене, действует точно, целеустремленно и безошибочно, когда дело касается обеспечения его прямых и непосредственных интересов. А ситуация по периметру границ ЕС, безусловно, к ним относится.


Россия: не вместе, но рядом


С тем, что Россия в ЕС вступать не собирается и никто ее там не ждет, уже никто не спорит. Россия, особенно такая, какую ее при поддержке большинства населения строит Владимир Путин, не будет ни с кем делиться суверенитетом (краеугольный принцип евроинтеграции), не намерена принимать в значительном объеме европейское законодательство и не сделает права человека приоритетом своей политики. И в Москве, и в Брюсселе уже начинают говорить о том, что та модель отношений, которая ровно десять лет назад была закреплена в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) Россия-ЕС, уже не соответствует реальному положению дел. Тогда и европейцы, и российские либералы исходили из того, что Россия пусть медленно и трудно, но все же будет становиться такой, как Европа. И документ был рассчитан на постепенную интеграцию. Сейчас очевидно, что Россия и Европейский союз представляют собой разные политико-экономические системы, а главное - вектор российского развития не тот, что предполагался на заре отечественной демократии. В результате интеграционный пафос СПС из стимула развития отношений все чаще оказывается фактором, провоцирующим конфликты.

С какими проблемами столкнутся в ближайшие годы российско-европейские отношения?

Во-первых, это реакция Европы на внутриполитическую ситуацию в России. ЕС - очень идеологизированный проект, основанный на системе "европейских ценностей": верховенство закона, приоритет прав человека, идеалы социальной справедливости и гражданской ответственности... Причем эти понятия для европейцев не пустые клише, а действительно факторы, влияющие на реальную политику. Поэтому антидемократические проявления, сопутствующие российской "авторитарной модернизации", будут вызывать негативный отклик Европы. Чиновники в министерствах иностранных дел стран - членов ЕС или сотрудники департаментов Еврокомиссии, возможно, и хотели бы закрыть глаза на события в Чечне или процессы над шпионами или олигархами, но им не позволит сделать это общественное мнение и контролирующая их законодательная власть. Вступление в ЕС стран Балтии и Восточной Европы, традиционно не испытывающих к России симпатий, усугубит проблему.

Во-вторых, уже упомянутый интерес Евросоюза к постсоветскому пространству содержит богатый потенциал для конфликтов с Россией. Москва нервно реагирует на активность Запада в чувствительных для себя регионах - в европейской части СНГ и на Южном Кавказе. Первое прямое столкновение случилось в прошлом ноябре, когда европейцы по сути сорвали российский вариант урегулирования приднестровского конфликта, обвинив Россию в односторонних действиях. Подобного рода стычки будут продолжаться, особенно с учетом того, что "ближнее зарубежье" становится приоритетом российской внешней политики. Так, Европа негативно относится к инициированному Москвой Единому экономическому пространству, недвусмысленно говоря, например, Украине: такая интеграция несовместима со стремлением в ЕС.

В-третьих, существует внутриевропейский фактор, который будет осложнять контакты Москвы и Брюсселя. ЕС вступает в очень трудный период. Процесс, с одной стороны, "переваривания" новых членов, а с другой - углубления интеграции с переходом к федеративному устройству будет отнимать в ближайшие годы большую часть сил и энергии. Со вступлением 10 новых членов единая Европа берет на себя решение множества проблем. Это и экономическое отставание новых стран, и трудовая миграция оттуда в более развитые государства, и ситуация на Кипре, и межэтнические проблемы Балтии, и рост популистских антиевропейских настроений в Польше, и т.д. Серия референдумов по европейской конституции, решающим из которых будет плебисцит в Великобритании, обещает горячие дебаты в старых странах-членах. Тем более что главные спонсоры интеграции, прежде всего Германия, никак не выберутся из экономического спада. В этой ситуации трудно рассчитывать на то, что отношения с Россией попадут в число главных приоритетов Европы.

Наконец, никто сегодня не может четко сказать, каким будет Европейский союз через 5-10 лет. Ведь его перспективы зависят не только от того, сколь успешно он сумеет решить свои внутренние проблемы, но и от развития общей ситуации в мире. Проект нынешней единой Европы - пространства мира, права и процветания - чертился до того, как планета вступила в эпоху новой глобальной нестабильности под названием "война с международным терроризмом". "Большой Ближний Восток", с которым непосредственно граничит Евросоюз, - это потенциальная арена боевых действий, отгородиться от которых невозможно. Взрывы в Мадриде разрушили тот стеклянный купол, под которым до сих пор укрывалась Европа. И какие задачи ЕС придется решать через несколько лет - предсказать невозможно.

Жак Делор, бывший председатель Европейской комиссии и архитектор нынешней фазы интеграции, высказал недавно серьезное беспокойство за будущее Европейского союза. По его мнению, Брюссель поторопился с расширением, приняв страны, которые не укрепляют, а ослабляют союз. Иными словами, не "производителей", а "потребителей" "стабильности и процветания". Делор опасается, что через 15 лет ЕС как интеграционный механизм просто прекратит существование, превратившись в большую зону свободной торговли.

Знание - сила


Сбудется или нет пророчество патриарха интеграции, станет ясно к концу десятилетия. Для нас определяющим является тот факт, что в ближайшие годы главным партнером, крупнейшим соседом и клиентом нашей страны будет Европейский союз - мощное, сложное, постоянно меняющееся и не до конца определившее направление собственного движения объединение.

Ключом к успеху в российско-европейских отношениях является исчерпывающее знание того, что происходит внутри ЕС, четкое понимание логики и механизмов его функционирования. Для продвижения, защиты и лоббирования собственных интересов - от квот и тарифов до прав русских в Латвии - Москва должна научиться использовать все возможности и лазейки, которые имеются в европейской конструкции. Это требует существенного увеличения ресурсов - как материальных, так и интеллектуальных, - направляемых на европейское направление. В противном случае Россия будет постоянно опаздывать с принятием правильных решений в отношениях с Европой и бросаться решать возникающие проблемы в последний момент, когда изменить что-либо уже невозможно. Чем сложнее партнер, тем большего внимания он достоин.

Автор: Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", первая публикация 27.04.04 в газете "Известия"


Artikel versenden Leserbrief Druckversion


nach oben
Alle Berichte aus dieser Rubrik
Alle Artikel vom Dienstag, 27.04.2004
Zurück zur Hauptseite







Die Top-Themen
Moskau
Wohnheim-Brand: Uni-Mitarbeiter vor Gericht
Thema der Woche
Ein Jahr Haft weniger für Chodorkowski
Kopf der Woche
Jechanurow – ein treuer Anhänger Juschtschenkos
Kommentar
Jechanurow zum ukrainischen Premier gewählt
St.Petersburg
Ein humanes Leben für obdachlose Tiere?
Kaliningrad
Steigende Spritpreise: Billigparadies Kaliningrad
Schnell gefunden
Geiseldrama Beslan
Lage in der Ukraine
Russland nach Putin
Chodorkowski und Yukos
Deutschland - Russland
Der russland-aktuell.RU
Nachrichten-Monitor

Alle Berichte bei www.aktuell.RU ab 2000 finden Sie in unserem Archiv
Weitere Nutzung im Internet oder Veröffentlichung auch auszugsweise
nur mit ausdrücklicher Genehmigung der Redaktion und mit Quellenangabe www.aktuell.RU
E-mail genügt:
aktuell.RU ist nicht verantwortlich für die Inhalte externer Internetseiten.

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео hd онлайн