Foto: Штефани Кульманн отправляет свою героиню на поиски следов прошлого в Калининградскую область.
Montag, 12.09.2011
На поиски следов прошлого в Калининградскую область
Москва. В своей книге «Hoffnung heiЯt Nadeschda» («Хоффнунг» означает «надежда») Штефани Кульманн затрагивает обширный пласт послевоенной истории и делает попытку глубокого личного осмысления далеко еще не исчерпанной темы.
Рассказчица Сара, от лица которой ведется повествование, ищет следы своей семьи, своего отца, с которым у нее были очень теплые отношения. Вместе с мужем Георгом Сара отправляется на взятой в прокат литовской машине по Куршской косе в Россию, точнее в бывшую Восточную Пруссию, а ныне Калининградскую область, где вырос ее отец. При этом обоим путешественникам приходится обходиться без знаний русского языка.
Переплетение прошлого и настоящего
Во время путешествия детские воспоминания Сары соприкасаются с новыми впечатлениями от этого края и живущих в нем людей. В заветную детскую пору она много слышала о юности отца, прошедшей в Восточной Пруссии, о том, как вместе с мамой он ездил в Инстербург (нынешний Черняховск) и о том, как бежал в ноябре 1944 г. из родного местечка Вальдхаузен, которое ныне носит название Бережковское.
Наиболее насыщенным и захватывающим повествование становится в тот момент, когда Сара отправляется на поиски дома родителей отца, знакомого ей по открыткам, снимкам и отцовским рассказам. Читателя захватывает чувство неизвестности и напряженного ожидания мгновения, когда станет ясно, сохранился дом или нет.
Развалины родительского дома
Дома больше нет, Сару и Георга встречают лишь развалины. Сара одержима желанием обнаружить хоть что-то сохранившееся, хоть какую-то вещественную частицу этого места. Наконец ей удается найти крышку от кастрюли, яйцерезку и железный багор.
Эти предметы, которые она держит в руках, значат для нее очень многое: сопричастность судьбе беженцев, которые забрали лишь то, что можно было унести на себе и что было на них одето.
Никаких притязаний на старое добро
Все прочее было оставлено или зарыто. Так поступала бабушка Сары. Сундук с дорогим фарфором закопали в саду. Поиски зарытого сундука – это кульминационный момент повествования. Сара и ее муж находят фарфор и передают его музею, подчеркивая тем самым согласие с собственной исторической судьбой.
Сара и Георг приехали в Калининградскую область, не имея никаких имущественных притязаний. Передача драгоценных сервизов в дар подчеркивает стремление к открытым и дружеским отношениям с живущими в этом регионе людьми. Супруги хотели бы иметь право возвратиться сюда вновь, чтобы таким образом стать ближе к собственному прошлому.
Вне всякого сомнения, роман является ценным пополнением не отличающейся особым изобилием немецкой литературы, посвященной Калининградской области/бывшей Восточной Пруссии, однако во многих отношениях он чересчур беспроблемен и приглажен.
Автор помещает своих литературных героев в безупречно благоприятную обстановку. Оба героя Сара и Георг занимаются поисками следов прошлого в бесконфликтной и благостной среде. Тут Штефани Кульман не хватает чувства реальности, у нее все покрыто толстым слоем сахарной глазури.